В Казахстане бум частных школ. За последние пять лет их стало в 2,5 раза больше — особенно в Алматы, Астане и на юге страны. Родители голосуют кошельком: уводят детей из государственных школ, ищут альтернативу, готовы платить за комфорт и контроль.
Но вместе с ростом встаёт вопрос, который пока никто вслух не задаёт: А готовы ли частные школы управляться как бизнес?
Не как мечта педагога. Не как «семейное дело». Не как образовательный проект, где главное — набрать детей.
А как настоящая бизнес-система: с аналитикой, метриками, клиентским сервисом, автоматизацией, маркетингом и командой.
Потому что в 2025-м недостаточно просто «открыть школу». Её нужно выстроить, как продукт, команду и бизнес-модель.
По данным Министерства просвещения, в Казахстане за последние пять лет — рост частного образования составил более 250%. Больше всего новых школ отрылось в Алматы, Астане и Шымкенте, а также в пригородах, где развивается коттеджное строительство.
Причины — понятны:
- недоверие к качеству образования в госсекторе
- перегрузка классов
- слабый контроль дисциплины
- запрос родителей на безопасность, сервис и современный подход
Частная школа стала не только образовательным учреждением, но и маркером статуса. Кроме того, государство начало выделять гранты и субсидии частным школам, что дополнительно стимулирует рынок.
Но, за бурным ростом — разноуровневое качество. Многие школы открываются, имея сильную педагогическую идею, но не зная ничего о процессах, управлении, цифрах и воронках.